Маркировка менее вредной продукции в мире
Разбираемся, что к чему
Вы, наверное, заметили, что большинство упакованных продуктов имеют маркировку, обозначающую их пользу или вред: gluten-free, sugar-free и другие. Но что же на самом деле означают эти ярлыки и можно ли им доверять людям, которые хотят снизить вред в еде, напитках и вредных привычках? Выясняем вместе с нутрициологом Алиной Мартин.
ЗАЧЕМ НУЖНА МАРКИРОВКА
Маркировка вреда в продуктах началась в 1850-х годах в Штатах: после смерти президента Закари Тейлора от отравления молоком правительство приняло решение оставлять предупредительные ярлыки на еде. Сегодня такие ярлыки предупреждают о возможном вреде продуктов и 8 основных видах аллергенов: молоке, лесных орехах, яйцах, арахисе, рыбе, овсе, сое и ракообразных. На алкоголе – должен быть обозначен непосредственно процент алкоголя, а на сигаретах – информация о никотине в составе, а в Казахстане также предупреждения о болезнях, к которым может привести курение сигарет. Но при этом альтернативы сигаретам, в которых вред снижен на 95%, не имеют указания о своем сниженном вреде.
Да, такие ярлыки помогают при выборе продуктов. Когда дело касается еды, каждому стоит четко осознавать, на что у него есть аллергия, и не рисковать, употребляя продукты с аллергенами. Курящим – учитывать вред сигарет и знать, какие существуют менее вредные альтернативы. Употребляющим алкоголь – принимать осознанное информированное решение, стоит ли ему пить этот алкоголь или же выбрать альтернативу со сниженным вредом – напиток «послабее» или вовсе безалкогольный. Но у нутрициологов есть опасения, касающиеся, казалось бы, в остальном хорошей идеи: прозрачность такой маркировки.
КАКИЕ ЕСТЬ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
«Сейчас маркировка пользы продукта отражает не только непосредственно качество продукта, но и его цену. Люди согласны переплачивать за продукты с маркировкой, надеясь, что это поможет их здоровью», – отмечает нутрициолог Алина Мартин.
Продукты с обозначением gluten-free могут быть на 183% дороже. Продукты без содержания сахара могут обходиться до 84% дороже продуктов без такой отметки. В некоторых случаях это оправданно, так как некоторые продукты, служащие заменой сахару, намного дороже сахара. К тому же, на продуктах «без сахара», объясняет Алина, может быть указано отсутствие рафинированного сахара – но это не означает также отсутствие фруктозы, эритрита или сладких сиропов.
То же самое касается упаковок сигарет, в которых сказано, что никотин наносит основной вред. Однако исследования показывают, что вред от сигарет заключается в горении, в процессе которого выделяется 7000 вредных веществ. И бездымные устройства, в которых нет горения и снижено выделение вредных веществ на 95% по сравнению с дымом обычных сигарет, ярлычков о меньшем вреде не содержат.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ПОТРЕБИТЕЛЕ?
По мнению нутрициолога Алины Мартин, основной проблемой является именно непрозрачность маркировки продуктов в целом, а не цена.
«По правилам маркировки продуктов нельзя врать, но можно недоговаривать, – объясняет нутрициолог. – Поэтому часто ярлыки на продуктах могут намекать на информацию, которая на самом деле не является правдой. Большое доверие у людей вызывают продукты с пометками «BIO» или «ECO», хотя эти понятия могут не иметь между собой ничего общего и не соответствовать стандартизированным меркам».
Как бы ни старались производители и государство, ответственность при выборе товара в итоге все-таки выпадает на потребителя. Возможно, отчасти поэтому состояние здоровья населения оставляет желать лучшего: половина населения страны страдает от избыточного веса, а четверть находится в группе риска онкологических заболеваний. Зачастую это происходит, поскольку большинство покупателей опирается на субъективное понимание того, что такое польза и вред для тела, и не пытается найти какие-то объективные источники информации и эти сведения перепроверить. Поэтому при выборе продуктов важно не просто верить написанному, но и проверять, чем это подкреплено.