Ораза – духовное очищение или вредная модная диета?
Как снизить вред здоровью от испытаний священного Рамазана
Растущая популярность мусульманского поста очевидна – сейчас в любом коллективе мы можем найти несколько человек, голодающих в течение светового дня. Так ли эта духовная практика полезна для организма и здоровья с точки зрения диетологии? Что происходит во время поста и как избежать его негативных последствий? Терапевт и иммунодиетолог Алмагуль Ержекенова расскажет в своем новом материале.
В Казахстане в 2024 году Оразу намеревались соблюдать 32,3% опрошенных Институтом общественной политики. Цифра не удивительная, учитывая, что количество верующих мусульман на 2021 год составило 64,45% от всего населения страны.
ДЛЯ ЧЕГО ПОСТ ПРИСУТСТВУЕТ В РЕЛИГИИ?
Ораза, в первую очередь, это испытание воздержанием от излишеств на пути к духовному очищению от грехов. Благодарность за вкусную и доступную еду и сострадание к голодающим во всем мире, которые вырабатывает человек, соблюдающий пост, наравне являются смыслом поста.
Любые другие мотивации соблюдения Оразы, – например, для похудания, «чтобы очистить организм», «чтобы больше верить в Бога», в силу моды, самонаказания или просто заодно с окружающими, – считаются не праведными и даже оскорбительными в отношении чувств верующих мусульман и противоречащими священным предписаниям. Поэтому для любого человека соблюдение поста должно быть осознанным и взвешенным решением. Общеизвестно, что от соблюдения Оразы освобождены беременные, кормящие грудью и менструирующие женщины, а также путники, заболевшие, старики и дети. И эти исключения вполне оправданы физиологическими особенностями данных групп.
ОРАЗА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИЕТОЛОГИИ
По своей структуре Ораза представляет собой особый режим интервального сухого голодания. Приемы пищи и воды разрешены до восхода солнца и после его заката. Периоды голода в текущем году длятся с возрастанием от 13 до 16 часов в сутки. Завтрак (сәресі, сухур) допускается до 4-5 часов утра, что для большинства из нас не является привычным временем приема пищи. В то время как ужин (ауызашар, ифтар) в целом совпадает с обычным временем вечернего приема пищи. Такой режим соблюдается около месяца, за который многие верующие привыкают питаться по-новому.
Что происходит в организме во время поста? Как отмечают постящиеся, самыми сложными для них являются первые две недели Оразы. Это объясняется тем, что в начальном периоде происходит перестройка физиологических и биохимических процессов организма, которые безусловно сопровождаются дискомфортом. В частности, люди отмечают сильное чувство голода ближе ко времени привычного обеда и жажду, которая преследует их в течение всего дня. Объясняется это тем, что желудочно-кишечный тракт продолжает «ожидать» поступления питательных веществ в этот период, выделяя пищеварительные соки и ферменты, а метаболические процессы переходят в режим стрессового ответа на непредвиденный голод. Как следствие недостатка жидкости и энергии из питания постящийся испытывают снижение настроения, упадок сил, затуманенность сознания. В результате резкого изменения режима питания и, как следствие, сна многие наблюдают нарушения засыпания и нехватку сна в целом.
Спустя период адаптации (порой довольно мучительной) человек переходит в совершенно другой ритм жизни, и зачастую до конца поста достаточно спокойно продолжает в нем пребывать. На этом этапе в ЖКТ притупляется секреция и моторика, и голод уже может не возникать. Тем не менее, многие продолжают отмечать жажду, которая уже не настолько мучительна. В течение дня человек менее активен, часто компенсирует недостаток ночного сна дневными перерывами на сон.
Метаболизм углеводов снижается, вместе с тем запасы гликогена формируются более полноценно (при соблюдении качественного питания в разрешенные часы), что обеспечивает человека энергией на более длительный период. Этот процесс по своему механизму идентичен с «углеводной загрузкой», которую используют спортсмены для достижения большей продуктивности во время соревнований. Одновременно организм к этому моменту уже «научился» эффективнее расщеплять жировые запасы, чтобы получить из них воду и энергию. Такой переход (хоть и частичный) характерен для людей, соблюдающих кетодиету.
Важно отметить, что на фоне менее активной работы ЖКТ и периодов полного опустошения кишечника происходит частичное самовосстановление его микробиома. Баланс переходит в сторону полезной флоры, в то время как дрожжевые грибки, грибы рода Candida и условнопатогенные бактерии подавляются в отсутствии питания в виде сахаров и вытеснения размножающимися колониями лакто-, бифидо- и других полезных бактерий.
Таким образом, во второй половине Оразы как раз и происходят многие положительные изменения, которые становятся широко известны благодаря рассказам тех, у кого все прошло хорошо.
Однако, не всем постящимся удается достичь такой идеальной картины безусловной полезности поста. Имеющиеся хронические заболевания и предрасположенности, качество питания в пост и ритм жизни у многих все-таки сводят на нет все усилия и ожидаемую пользу. Например, при хронических патологиях печени и желчных путей с застоем желчи, некоторые постящиеся переживают обострения заболеваний. При склонности к накоплению солей в почках в условиях повышенной концентрации мочи образуются песок и камни, которые могут приводить порой к госпитализации. Хронические гастриты и язва желудка особенно в первые пару недель поста имеют тенденцию обостряться, так как привычная секреция желудочного сока не нейтрализуется поступающей пищей, а раздражает слизистую желудка. Кроме того, многие отмечают запоры, которые возникают из-за недостатка воды и пищи, богатой пищевыми волокнами. У людей с нарушениями углеводного обмена и инсулина (метаболический синдром, сахарный диабет) часто наблюдается резкое ухудшение общего состояния, снижение трудоспособности, сильные головные боли.
Все вышеперечисленные негативные последствия усугубляются тем, что питание в сәресі и ауызашар не соответствует потребностям организма и религиозным рекомендациям. К сожалению, обильные застолья по вечерам (порой с присутствием алкоголя и никотина), богатые тяжелыми для переваривания блюдами из теста и мяса, сами по себе могут привести к плохому самочувствию, повышенной жажде на следующий день, отекам и обострению хронических заболеваний.
Интересно, что многие последствия поста могут наступать уже после его завершения. Это еще одна критическая точка всего процесса – возвращение к обычному режиму питания и активности. Обратная перестройка также чревата последствиями, особенно если переход происходит резко и без учета индивидуальных особенностей.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СНИЗИТЬ ВРЕД ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА?
Самый главный вред исходит не столько от самого поста, сколько от неподготовленности постящегося и неадекватной оценки текущего состояния здоровья (либо ее полного отсутствия).
Подготовка в данном случае подразумевает и правильную постановку намерения (ниет), и постепенное «вхождение» в новый для организма режим питания, и соблюдение основных правил питания во время Оразы. Заблаговременное планирование последовательности и количества приема жидкостей и пищи может уберечь от множества нежелательных последствий для здоровья. Постепенное возвращение к обычному ритму жизни и питания также обеспечит лучшее самочувствие и сохранение достигнутых улучшений состояния.
В заключение следует напомнить, что для мусульман Рамазан – месяц духовного очищения и самоотречения, когда каждый верующий больше думает о других, чем о себе. Поэтому этот месяц сопровождается благотворительностью, помощью ближним и животным. В это время рекомендуется больше думать и молиться, рефлексировать и замедляться. Последнее сопровождается снижением физической активности, что обосновано также и физиологически. Тем не менее, для людей, привыкших к физическим нагрузкам, не рекомендуется их забрасывать совсем. Лучше снизить интенсивность, продолжительность или нагрузку (в зависимости от вида активности) на 30-50% и ориентироваться на самочувствие. При выявлении обострений хронических заболеваний или возникновения острых состояний в ходе поста необходимо обратиться к врачу и раньше срока постепенно вернуться к обычному ритму питания.
Пусть Ораза для вас пройдет легко и с пользой! Ниетіңіз қабыл болсын!