Истоки стереотипов о волосах на теле: от Дарвина до современности

Должны ли мы удалять волосы на теле?

Откуда взялись наши комплексы и стереотипы, связанные с волосами на теле? Почему они так тесно связаны с гендерной идентичностью? И стоит ли нам волноваться об их наличии или отсутствии на теле? Попробуем разобраться в этом сложном социокультурном вопросе.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ДАРВИН?

Существует несколько теорий о том, как сформировалось современное негативное представление женского тела с волосами. Профессор гендерных исследований Ребекка Херциг связывает это с книгой Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» 1871 года. Дарвин считал, что наряду с естественным отбором важную роль в эволюции играет половой отбор, при котором особи одного пола конкурируют за полового партнера. Широкое распространение этой теории переосмыслило культурное значение волос на теле

В то время революционная работа Дарвина стала ареной для дискуссий о сексуальных отношениях – темы, которая считалась запретной и подавлялась. Заинтересованы были все, начиная с ранних сторонников евгеники и радикальных феминисток и заканчивая рекламщиками и авторами книг по саморазвитию. Особый интерес вызвал основной тезис Дарвина – половой отбор зависит от внешних характеристик человека. Он предположил, что у мужчин развились бороды, так как женщины предпочитали партнеров с растительностью на лице. Мужчины, напротив, выбирали менее волосатых партнерш, в результате чего у женщин исчезла растительность на лице. Ребекка Херциг также отметила, что теория Дарвина связывала волосатость с «примитивностью и возвращением к «менее развитым» формам». Впоследствии сформировался новый нарратив – основным препятствием на пути к красоте для женщин были волосы. Сначала – только на лице, а потом уже и на теле.

 

АМЕРИКАНСКАЯ МОДА НА ГЛАДКУЮ КОЖУ

В начале XX века в американскую женскую моду вошли новые силуэты одежды, которые обнажали кожу. Чтобы надевать платья без рукавов и юбки до колена, женщин призывали к удалению волос под мышками и на ногах. В 1915 году женский журнал Harper’s Bazaar провел кампанию, посвященную удалению волос под мышками. В то же время компания мужских бритв Gillette выпустила первую бритву для женщин под названием Milady Décolletée. Реклама звучала так: «Прекрасное дополнение к туалетному столику леди и решение неловкой личной проблемы».

 

Чем менее консервативной становилась одежда, тем больше женские тела подвергались пристальному вниманию и проверке на «несовершенства». В начале 50-х годов на прилавках появился журнал Playboy с моделями в нижнем белье и без лишних волос – новый стандарт женской сексуальности. При этом удаление волос не было таким преобладающим явлением, как сегодня: в 70-х годах лобковые волосы были вполне обыденны даже в Playboy.

 

Гладко выбритое женское тело стало нормой ближе к 90-м. Этот образ все чаще упоминался в популярной культуре. Отчасти повлияло развитие порноиндустрии, где доминирует контент с женщинами без единого волоска на теле. Такая порнография формирует нереалистичное представление о женском теле. Кроме того, исследователи обеспокоены тем, что выстраивается положительная связь между отсутствием лобковых волос и сексуальностью, ведь отсутствие волос на теле характерно для детей предпубертатного возраста, но никак не для взрослых женщин.

 

ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОС НА ТЕЛЕ В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ

Долгое время образ женщины без волос на теле был исключительно западным. В начале нулевых компания бритв Veet зашла на китайский рынок со слабыми продажами – китайские женщины не чувствовали особой нужды в бритвах. И в этот же период, когда американские женщины активно записывались на бразильскую эпиляцию (полное удаление волос в интимной зоне), в Южной Корее была популярна трансплантация лобковых волос. Причиной этого для большей части (74%) пациенток было чувство «неполноценности как женщины», так как для корейцев лобковые волосы ассоциируются со здоровьем и фертильностью.

 

Возрастающая мода на эпиляцию в Азии все же прослеживается. Несмотря на плохой старт, к 2012 году продажи Veet заметно выросли, бренд стал одним из самых быстрорастущих в Китае. Тренд, вероятно, связан с восприятием западных ценностей как чего-то престижного. Удаление волос ассоциируется с западными женщинами высшего класса. Следовательно, азиатские женщины, способные позволить себе «западный» стиль жизни, также склонны к эпиляции. Гладкая кожа без волос еще не является абсолютной нормой, но уже стала показателем более высокого социального статуса.

 

ВОЛОСЫ НА ТЕЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕДИЦИНЫ

 

По данным исследования 2016 года, 59% женщин удаляют лобковые волосы в гигиенических целях (хотя предпочтения партнеров тоже играет роль в принятии решения). Автор исследования и гинеколог Тами Роуэн пояснила, что многие ее пациенты говорят о лобковых волосах так, будто это связано с чистоплотностью. Но представление о том, что лобковые волосы негигиеничны, ошибочно. Они защищают интимную зону от трения и помогают предотвратить попадание пыли, грязи и бактерий во влагалище, предотвращая инфекции. Роуэн пояснила, что запах свидетельствует о том, что волосы выполняют свою функцию. Если соблюдать хорошую общую гигиену, лобковые волосы не должны быть в худшем состоянии, чем волосы на голове. Волосы на других частях тела тоже выполняют определенные функции. Они защищают от УФ-излучения и играют роль в терморегуляции, а волосяные фолликулы – в эпидермальном гомеостазе и заживлении ран.

 

С другой стороны, дерматологи указывают на преимущества удаления волос. Если человек предрасположен к появлению фолликулита (воспаления волосяной луковицы) или acne inversa (воспаление в области потовых желез), лазерная эпиляция может быть хорошим решением. Волосы под мышками действительно связаны с неприятным запахом от тела, и удаление волос может помочь решить эту проблему. При этом нужно учитывать, что у некоторых методов удаления (бритвы, удаление воском и кремом для депиляции) есть свои побочки: вросшие волосы, раздражение и прыщи.

СОВРЕМЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Сейчас восприятие волос на теле разнится и зависит от социокультурных взглядов. Молодое либеральное поколение, сторонники бодипозитива и феминизма пропагандируют принятие естественного вида своего тела. Этот тренд находит свое отражение в соцсетях, поддерживается новыми прогрессивными брендами средств по уходу за собой и даже отмечается в глянцевых журналах. В недавнем номере Harper’s Bazaar актриса Эмили Ратаковски с уверенностью предстала перед читателями, не скрывая небритых подмышек. Бренды женских бритв, такие как Flamingo и Billie, начали рассматривать депиляцию не как обязательство, а как вопрос личного выбора.

 

Важно помнить, что, несмотря на социальные нормы и внешнее давление, волосы на теле всегда остаются делом личных предпочтений, уровня комфорта и индивидуальных особенностей каждого человека. И снизить вред от различных стереотипов можно, только предоставив выбор людям самим решать, как им нравится.

Как вы оцените статью?
[Total: 0 Average: 0]