Почему люди курят и пьют: социальные и экономические факторы

Почему мы курим и пьем алкоголь?

В мире более 8 миллионов человек ежегодно умирают от сигарет, около 3 миллионов – от алкоголя. Так почему же люди курят, зная об этом? Почему продолжают пить алкоголь? Как тренд на ЗОЖ и снижение вреда влияют на людей? В этой статье подойдем к этому вопросы с экономической и социальной точек зрения и узнаем, как все устроено.


МЫ В ЗАВИСИМОСТИ

К вредным привычкам относятся и игромания, и зависимость от мобильного телефона (так называемая номофобия), и трудоголизм с шопоголизмом. Все эти привычки вызывают зависимость на психологическом уровне, однако курение и алкоголь связаны и с привыканием физическим. Только вот часто бросить курить или пить оказывается намного труднее – ведь эти привычки могут стимулировать наши семьи, друзья и даже ситуация в стране.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

Потребление табака и алкоголя является частью социальных взаимодействий, на которые влияют традиции, обычаи, принадлежность к определенному социальному слою. Алкоголь и табак часто являются благами коллективного потребления, то есть частью процесса общения. Например, совместный поход в курилку на работе и ежегодные корпоративы. Поэтому ближайшее окружение человека – семья, друзья, соседи и коллеги – оказывают огромное воздействие на развитие этих привычек.

 

Тип потребления алкоголя принято делить на две группы: северный и южный. Северный характерен для Северной Европы, России и США, южный – для стран Южной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В странах с северным типом люди предпочитают употреблять крепкий алкоголь (например, водку). Южный тип потребления – это регулярное потребление вина в небольших количествах, например бокал вина за обедом.

 

Для Казахстана характерен северный тип потребления, хотя в стране наблюдается стабильное снижение потребления крепкого алкоголя. Это связано с возрастающей популярностью альтернативных напитков без этанола, например, коктейлей и энергетиков.

 

Наличие одного курящего человека в семье часто стимулирует желание других членов семьи приобщиться к курению. При этом значительную роль играет количество человек, живущих вместе. Люди, которые живут в одиночестве или с одним человеком, родственником или партнером, склонны начинать курить чаще, чем люди, которые живут в семье из трех или более человек.

 

Сильное влияние оказывают семья и друзья на подростков и молодежь – это так называемый эффект окружения. Образ жизни родителей, который приносит вред здоровью (курение, чрезмерное потребление алкоголя) может наследоваться детьми – хотя здесь, согласно проведенному в США исследованию, на подростков больше влияет не сам факт того, что их родители курят или пьют, а количество времени, которое дети проводят с ними в эти моменты.

 

Влиянию друзей на потребление алкоголя подвержены и взрослые люди. Как отмечают исследователи, друзья того же пола, что и индивид, способны оказать наибольшее влияние как на увеличение количества употребляемого алкоголя, так и на его уменьшение. Однако в странах, где уровень потребления алкоголя высок сам по себе, а также в странах с высоким уровнем гендерного равенства влияние друзей имеет намного меньший эффект.

 

Не последнюю роль играет религиозность – люди достаточно часто указывают религиозные нормы и воспитание как главные причины их отказа от алкоголя. Ислам, например, запрещает употреблять алкоголь, поэтому в странах с преобладающим мусульманским населением потребление алкоголя достаточно низкое, хотя все же не равно нулю.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Казалось бы, с экономической точки зрения все должно быть просто. Есть деньги – есть алкоголь и сигареты, нет денег – нет этих продуктов. Поэтому в теории спрос на алкоголь и табак снижается с ростом цены на них. Но на практике все иначе. Например, если цена на пиво и вино увеличивается, а цена на водку остается неизменной, то популярность водки, скорее всего, увеличится, в то время как потребление пива и вина в целом уменьшится.

 

Ученые выяснили, кто острее реагирует на повышение цены на алкоголь – как правило, это молодежь, люди с низкими доходами и образованием. Потребители из этих групп чаще предпочтут более дешевый алкоголь, даже если он низкого качества или не соответствует их вкусам.

 

Похожая ситуация возникает с курением. Российские экономисты обнаружили, что на курильщиков влияет в первую очередь не цена – потребители были готовы отказаться от курения или снизить его потребление только в том случае, если цена на сигареты растет быстрее, чем увеличиваются их доходы.

 

Ученые также нашли взаимосвязь между потреблением алкоголя и табака с неблагоприятными экономическими условиями вроде экономического кризиса и роста безработицы. С одной стороны, во время кризисов потребление алкоголя часто увеличивается: безработные охотнее заполняют алкоголем свободное время и с помощью алкоголя же борются со стрессом – хотя подобный способ для борьбы с депрессией более характерен для мужчин, чем для женщин. С другой стороны, наступивший кризис может, наоборот, понизить интерес общества к табаку и алкоголю. Например, количество работающих курящих американцев в период экономического спада 1987–2000 годов сократилось на 12%. Или есть пример Исландии, где экономический спад случился в 2008 году – там интерес к курению и чрезмерное потребление алкоголя в этот период резко уменьшились, и после 2012 года, когда экономическое состояние граждан выровнялось, популярность курения так и продолжила падать.

 

ВМЕСТО ВЫВОДА

Если подытожить, то к аддиктивным привычкам склонны люди разных возрастов, пола и социального положения. На развитие привычки курить или употреблять алкоголь влияют не только семья и друзья, но и страна проживания, принадлежность к религиозной общине, корпоративная культура и даже экономическая ситуация вокруг. А вот уровень благосостояния людей влияет скорее на возможность употреблять более качественные алкогольные напитки и сигареты, а вовсе не на их употребление в целом. Несмотря на влияние социума, каждый человек делает выбор сам. Лучшее решение, которое можно принять, – бросить курить или пить. Но если кто-то к этому пока не готов, снижайте вред для здоровья с помощью менее вредных альтернатив.

 

Как вы оцените статью?
[Total: 0 Average: 0]