Кто на новенького?
Как адаптироваться на работе и не поседеть
Начало новой работы – всегда стрессовая ситуация. Адаптация к чужим людям и незнакомой обстановке очень утомляет и даже грозит проблемами со здоровьем. Учимся справляться.
ЧЕМ ГРОЗИТ СТРЕСС ИЗ-ЗА НОВОЙ РАБОТЫ?
Казалось бы, ну пришел в новый коллектив, поволновался первое время, понервничал даже. Что такого? На самом деле вопрос серьезный. Стрессы способствуют развитию и проявлению таких патологических состояний, как сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда) и заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки). И это только в первую очередь. Кроме того, стрессы плохо влияют на состояние щитовидной железы, способны провоцировать снижение иммунитета, сахарный диабет, псориаз, бронхиальную астму, ревматоидный артрит, ожирение, экзему и депрессию. Этот список можно продолжать.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВЫ СТРЕССУЕТЕ?
Вот лишь некоторые проявления:
- чувство постоянного страха, оцепенения, беспокойства, разочарования, паника, агрессия;
- проблемы с концентрацией внимания и принятием решений;
- головные боли;
- изменение аппетита;
- кожные высыпания;
- трудности с засыпанием, ночные кошмары;
- избыточное желание выпить и покурить.
КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСКИ?
Знакомьтесь и стройте мосты. Чтобы скорее адаптироваться в коллективе, старайтесь идти на контакт первыми. Здоровайтесь, представляйтесь, начинайте разговор с коллегами в лифте и на кухне. Если работаете дистанционно, включайтесь в общение в мессенджерах. Не бойтесь задавать вопросы и просить помощи, не скрывайте проблем. Изучите иерархию и внутреннюю организационную культуру. Будьте гибкими, подумайте, как приспособить ваш личный или рабочий стиль к новым условиям. Присоединяйтесь к пятничным посиделкам в офисе, не пропускайте корпоративы.
«Активность, стремление ввязаться в бой значительно ускоряют адаптацию. Пассивный сотрудник, ожидающий, что система сама его встроит, с большой вероятностью останется за бортом», – говорит психолог Сергей Рогулев.
Обустраивайте рабочее место. Главное – почувствовать себя как дома. Сгодится все: милые сердцу безделушки, фото любимого кролика Кемiргiша, старый добрый кактус Вольдемар, который давно кочует с вами из офиса в офис.
«Комнатные растения снижают проявления стресса путем подавления активности симпатической нервной системы», – заявляет специалист.
Заботьтесь о себе. Не забывайте делать перерывы в работе, главное – не частить. Вкусно и сбалансированно питайтесь, потому что война войной, а обед по расписанию. Если чувствуете усталость, переключайтесь на другие виды деятельности. Не копите негативные эмоции. Помните, в кризисной ситуации всегда можно позвонить кому-то из родных и близких за советом и помощью.
«Забота о себе – это не эгоизм, а хороший способ прожить трудные времена с минимальными потерями», – отмечает психолог.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ?
Здесь пара простых, но действенных рекомендаций от признанных экспертов личностного и профессионального роста Стивена Кови, Дэниела Гоулмана, Эдгара Шейна и Кеннета Бланшара, которые они изложили в книге «Продвижение себя» и которые помогут избежать неприятных ситуаций, конфликтов, эмоциональных качелей, а значит, стресса и лишних проблем со здоровьем.
Итак, на новом рабочем месте старайтесь избегать следующего:
- грубо нарушать установленные порядки и нормы поведения;
- сравнивать новую организацию с предыдущим местом работы;
- уделять слишком много внимания предоставляемым организацией льготам, таким как служебная машина или мобильная связь;
- строить из себя всезнайку;
- поступать как большинство, вопреки своим принципам;
- зацикливаться на мелочах;
- забывать учиться на ошибках.
КАК СПРАВИТЬСЯ, ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НАКРЫЛО?
Универсального способа для снятия стресса не существует. Но есть техники, которые можно использовать, когда чувствуете, что находитесь на пределе.
Дыхательная гимнастика. Медленно вдохнуть через нос, задержать дыхание на несколько секунд, выдыхать ртом. Можно чередовать ноздри, сначала использовать левую, потом правую. В процессе лучше визуализировать, как с каждым выдохом уходят негативные эмоции. Еще одно упражнение: коротким рывком вдохнуть воздух, медленно выдохнуть с натиском. Повторить несколько раз.
Метод управляемого образа. Закрыть глаза и представить себя в каком-то приятном месте. Постараться почувствовать запахи, температуру, сконцентрироваться на ощущениях. Через несколько минут открыть глаза и вернуться в настоящий момент. Неплохо в процессе использовать любимую музыку.
Смена деятельности. Можно пройтись по офису, на некоторое время выйти на улицу, устроить длительную прогулку после рабочего дня. Ходьба – хороший способ снизить тревогу и улучшить когнитивные функции. Помогают и другие простые физические упражнения, например приседания, махи руками и ногами. Главное – чтобы новые коллеги не сильно удивились.