Кукла Барби, не плачь: как фильм «Барби» говорит просто о сложном
ОТ РЕДАКЦИИ. Две недели назад в мировой прокат вышел долгожданный фильм «Барби» американской режиссерки Греты Гервиг. Картина показывает нам, как могут быть токсичны навязанная женственность, взгляд на мир сквозь розовые очки, суровый патриархат и многие другие стереотипы. Как снизить вред от всех этих навязанных стандартов? Сходить на «Барби» и сделать свои выводы. Кинокритик Карим Кадырбаев сходил в кино и поделился своим мнением о новом фильме с Марго Робби и Райаном Гослингом.
2023 год, скорее всего, войдет в историю кинематографа как переломный. И дело тут не только в самой масштабной за последние полвека забастовке голливудских сценаристов и актеров, но и в крушении старой системы блокбастеров. Что мы выяснили за последние полгода? Что от комиксов зритель устал (провалы «Шазама-2», «Флэша» и третьего «Человека-муравья»), что ностальгия не работает (провал заключительного «Индианы Джонса»), что игровые ремейки мультфильмов всегда были плохой затеей («Русалочка» ушла на дно) и, самое страшное, что Том Круз, оказывается, не всегда гарантирует кассовые сборы (а ведь всего год назад сиквел «Топ Гана» собрал свыше миллиарда).
Что же тогда работает и на чем зарабатывать Голливуду? Ответ пришел откуда не ждали – из игровой индустрии. Судите сами, главная сериальная новинка года – экранизация The last of us («Одни из нас»), первый и пока единственный миллиардер бокс-офиса «Супербратья Марио в кино», а «Тетрис» стал хитом стриминга Apple TV+. Увы, из этого стройного списка выбивается блестящая комедия «Подземелья и драконы» (этот фильм заслуживал гораздо большего внимания), но вышедшая неделю назад в мировой прокат сатирическая комедия «Барби» как бы говорит, что исключение лишь подтверждает правило. Но так ли хороша сама картина или весь этот хайп – результат беспрецедентной маркетинговой кампании, в которой легкомысленное зрелище, словно паразит, присосалось к серьезному, как атомная война (простите за тревожный и несвоевременный каламбур) к «Оппенгеймеру»? И да и нет.
Итак, действие фильма разворачивается в утопичном и немного тоталитарном государстве Барбилэнд. Каждый день здесь похож на предыдущий, половину его жителей зовут Барби, а вторую половину – Кен. К слову, здесь важно обозначить, что мы не делим героев по гендерному признаку, поскольку формально все они бесполые, хотя, по сути, Барби как будто бы играют женские роли, а Кены мужскую. Но именно, что играют, поэтому никаких романтических отношений внутри Барбилэнда не существует, как бы этого ни хотел Кен в исполнении Райана Гослинга. Для одной из Барби вся эта идиллия рушится в тот момент, когда она вдруг спрашивает у вечно веселых подруг: «А вы никогда не задумывались о смерти?» С этого момента стартует увлекательное путешествие Барби и Кена из пластикового Барбилэнда в пластиковый Лос-Анджелес.
Грета Гервиг и ее верный соратник (и по совместительству супруг) Ноа Баумбах как будто бы в очередной раз подсказали Голливуду, что хороший продукт получится только в том случае, если у руля будут авторы с собственным видением, не связанные по рукам и ногам студийными правилами. Ценность «Барби» заключается в том, что это образцовый метамодерновый проект, который буквально на пальцах объясняет сложности таких понятий, как патриархат, радикальный феминизм и корпоративная культура. А едкая, но беззлобная ирония скрепляет зрителей различных взглядов. Кроме детей. Все-таки надо было как-то обозначить, что «Барби» вообще не детское кино. Надо отдать должное компании Mattel, владеющей правами на бренд «Барби». Далеко не каждая корпорация готова на столь смелое осмысление своего наследия.
Если «Барби» поможет девушкам и женщинам увидеть себя сильными, с громким голосом и поддерживающим их окружением, то все это стоило затраченных усилий. Пора бросать эту вредную привычку требовать от женщин быть образцами для подражания. В фильме есть трогательный момент, где создательница куклы Рут Хэндлер (Ри Перлман) говорит: «Мы, матери, стоим на месте, чтобы наши дочери могли увидеть, как далеко они продвинулись». Барби понимает свою ответственность и место в истории, и она делает шаг вперед.
Впрочем, недостатки у картины Гервиг тоже есть. С головой погрузившись в сеттинг, создавая мир, наделяя его персонажей жизнью и украшая его разными культурологическими отсылками (оммаж к «Космической одиссее» Стэнли Кубрика навсегда в моем сердце), авторы забыли довести до логического финала часть линий. В частности, одна из самых забавных находок «Барби» заключается в том, что сотрудники Mattel сами отправляются в Барбилэнд, чтобы вытащить оттуда двух настоящих людей и вроде бы ты ожидаешь какого-то экшена или противостояния, вместо которых нам протаскивают забавный, но абсолютно пустой монолог Уилла Феррелла. Хотя опять же реплика «Моя мечта – доставлять удовольствие маленьким девочкам максимально некриповым образом» стало лучшей шуткой фильма.
Наверное, о «Барби» стоит говорить уже не в плоскости конкретного фильма, а как о начале новой франшизы и, чем черт не шутит, нового направления в кинематографе, где пластиковые персонажи окажутся живее настоящих людей. В конце концов, у лего-человечков это уже получилось.